МАСЛА МОТОРНЫЕ И ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ

МАСЛА МОТОРНЫЕ И ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ

Нужно ли промывать двигатель при замене масла?

Необходимость промывки двигателя зависит от обстоятельств.
Если вы используете качественное моторное масло, не затягиваете интервалов замены, то необходимости в промывке двигателя совершенно нет, поскольку любое качественное моторное масло само по себе содержит моющие и диспергирующие присадки, призванные справляться с загрязнениями.
Однако иногда бывает так, что автомобиль эксплуатировался на некачественном масле, интервалы замены часто не соблюдались, или история обслуживания автомобиля неизвестна.
В таком случае действительно возникает необходимость в промывке.

Как правильно ее провести?

Лучший, самый эффективный и безопасный способ – промывка моторным маслом.
Необходимо по возможности наиболее полно слить старое масло (делать это нужно на прогретом двигателе), залить новое – это не обязательно должно быть синтетическое масло с наилучшими спецификациями, достаточно использовать качественное минеральное, и эксплуатировать автомобиль, избегая, по возможности, очень высоких нагрузок, в течение 500-1500 км.
Затем масло слить, заменить фильтр и при необходимости процедуру повторить (о недостаточной промывке можно, например, судить по количеству мазеобразных отложений под клапанной крышкой).
Если положительный результат достигнут после первой промывки, можно в дальнейшем заливать уже то масло, на котором вы планируете эксплуатировать автомобиль в дальнейшем.

Недостатки этой методики – длительность, относительная трудоемкость и стоимость.
Но ремонт двигателя – дороже.

Почему следует избегать промывки двигателя промывочными маслами и промывками-«пятиминутками»?

Прежде необходимо разобраться, что это такое – промывочные масла.
Промывочное масло, как правило, очень жидкое (кинематическая вязкость при 40°С обычно составляет 12-25 сСт) – оно даже жиже, чем масло SAE 0 W.
Это сделано с простой целью – более жидкое масло легче прокачивается по масляным каналам, даже частично забитым.

Методики промывки с помощью таких масел обычно подразумевают работу двигателя на холостом ходу в течение 10-20 минут, учитывая, что это очень жидкое масло, двигатель весь этот период времени работает с повышенным износом – это первая, но не самая главная проблема.

Далее.
Как правило, промывочные масла – это смесь минеральных базовых масел и «пакета моющих и диспергирующих присадок».
Степень совместимости промывочного масла с присадками свежезалитого предсказать сложно, при том, что полностью масло слить не удастся.
Это вторая опасность – возможная несовместимость.
Учитывая, как было сказано выше, что все масло из двигателя не сливается, в нем остаются примерно те же самые 10% от объема заливки очень жидкого промывочного масла.
Вы заливаете, например, свежее масло с вязкостью 10W-40 и в результате можете получить 10W-30.
А представьте, что вы зальете масло с вязкостью 5W-30.
Что вы получите в двигателе?

Это третья проблема – изменение вязкостных свойств свежего масла.

И, наконец, четвертая проблема – за те 10-20 минут, пока двигатель моется промывочным маслом, не все загрязнения могут быть диспергированы промывкой, и может получиться так, что наиболее крупные из них могут забить масляные каналы или сетку маслозаборника, а это уже достаточно опасно для двигателя.

Промывки-«пятиминутки» по составу представляют собой, как правило, керосиновые фракции (или определенные типы сольвентов), с пакетом моющих и диспергирующих присадок.
Керосин используется для того, чтобы максимально разжижать масло в двигателе – могут возникнуть те же проблемы, что и в случае промывочных масел, плюс еще одна – в большинстве случаев основа «пятиминуток» (керосиновая) негативно воздействует на сальники и прокладки двигателя.

Те же самые проблемы могут возникнуть и при использовании так называемых «долговременных» промывок – присадок, которые рекомендуют заливать за 100-300 км до планируемого срока замены, за исключением того, что они в меньшей степени вызывают разжижение масла.

Поэтому применение промывочных масел и промывок-«пятиминуток» в большинстве случаев оказывает именно психологический эффект на потребителя (залили прозрачное промывочное масло – слили грязное), а с технической точки зрения – чаще всего бесполезно.

Как часто надо менять масло?

Масло следует менять в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля.
Производитель двигателя – единственный, кто вправе определять сроки.
При этом он исходит из возможности использования масла, качество которого минимально удовлетворяет требованиям соответствующих спецификаций.
Обычно рекомендуется либо определенный пробег, либо временной интервал.
В неблагоприятных условиях (их перечень также можно найти в инструкции) масло следует менять чаще.
В последние годы некоторые модели автомобилей оснащаются системами, которые информируют о необходимости заменить масло.
Чаще всего учитывается просто-напросто количество пусков двигателя.
В самой современной системе ASSYST, разработанной совместно Daimler / Chrysler и Shell, контролируются степень загрязнения масла и «сработанность» масляной основы.
Эта система способна увеличить срок службы двигателя, дает возможность выбора масла наиболее подходящего качества и оптимизирует его потребление.

Надо ли использовать дополнительные присадки/добавки в моторные масла?

Это делать нежелательно, т. к. может привести к непредсказуемым последствиям.
Все современные масла содержат определенную композицию присадок.
В процессе разработки они подбираются по составу и соотношению для выполнения требований стандартов и спецификаций (API, SAE, ASTM и др.).
Добавление даже самого хорошего компонента неизбежно нарушает баланс.
В результате какой-либо показатель может быть улучшен, но другие при этом почти наверняка пострадают.
В совокупности эффект будет в лучшем случае нулевым.
В худшем – отрицательным.

При всем многообразии различных препаратов на рынке, начиная от «загустителей масла» до противоизносных и содержащих порошкообразный тефлон и т. п., не известны случаи, когда хотя бы один из них прошел полноценные моторные испытания в составе хотя бы одного масла (а ведь их рекомендуют добавлять к любым маслам!) и показал бы ощутимый положительный эффект.

Производители дизелей для тяжелых грузовых автомобилей и вовсе запрещают применять какие бы то ни было присадки под угрозой потери гарантии.
Правильно подобранное по вязкости и группе эксплуатационных свойств масло не требует никаких дополнительных добавок.

Как долго надо прогревать двигатель зимой?

Для классических минеральных и полусинтетических масел зимой не следует «раскручивать обороты» холодного двигателя сразу после пуска.
Лучше всего сначала выждать 2-3 минуты, затем первые 5-10 минут двигаться с небольшой скоростью, пока двигатель не достигнет рабочей температуры.
Это позволяет поддерживать низкие обороты и обеспечить давление масла, необходимое для того, чтобы оно достигло всех критически важных узлов двигателя и образовало пленку на поверхности распределительного вала, стенках цилиндров, в шатунных подшипниках.
Очевидно, что необходимым условием легкого и надежного пуска двигателя является использование масла, класс вязкости которого соответствует температуре окружающего воздуха.
Двигатели, работающие на масле класса 0 W-40 при нормальных температурах вообще не нуждаются в прогревании.

В последнее время все больше говорят о применении масел, которые экономят топливо, в чем заключается такая экономия?

Данная тенденция выражается в том, что автопроизводители при разработке новых перспективных моделей двигателей отчетливо осознают, что одним из важных факторов повышения экономичности двигателя является максимальное снижение трения.
Этого в большей степени можно добиться, существенно понизив вязкость моторного масла, а в меньшей – применив специальные присадки, понижающие трение (модификаторы трения).
При этом, конечно, необходимо обеспечить высокий уровень защиты от износа, устойчивый уровень давления в системе смазки, а также экономию расхода масла.
Сокращение расхода топлива определяется в сравнении с расходом топлива при эксплуатации на эталонном масле SAE 15W-40 и, как правило, составляет 2,5-2,8%, а на стадии пуска может достигать 3,5%.

Можно ли визуально определить качество масла?

Никто и никогда не сможет определить качество масла по внешнему виду, если только оно не имеет консистенцию гудрона (масло с очень высокой вязкостью) или вместо масла на щупе только белая эмульсия.

Когда следует применять масла с повышенной вязкостью?

Масла с повышенной вязкостью применяются в условиях высоких температур окружающей среды (от +30°С и выше), для изношенных двигателей, а также в некоторых случаях для двигателей воздушного охлаждения.
Техническое состояние двигателя со временем ухудшается.
Во-первых, износ цилиндро-поршневой группы приводит к прорыву в картер большого количества отработанных газов, которые ускоряют процессы окисления масла, захватывают и уносят в систему вентиляции картера пары и мелкие частицы масла.
Во-вторых, износ подшипников коленвала снижает их несущую способность (Немного не так – износ приводит к увеличению зазоров в подшипниках, парах трения и т. д. Вот для улучшения уплотнения таких пар трения и нужно более вязкое масло, поскольку жидкое просто будет оттуда вытекать. Несущая способность подшипников измениться как-либо не может).
Таким образом, для изношенного двигателя вязкость штатного масла оказывается недостаточной, ее надо повысить.
Более вязкое масло улучшает компрессию, повышает несущую способность подшипников, меньше выгорает.
На более вязкое масло нужно переходить и в том случае, когда его удельный расход увеличивается и превышает установленную для данного двигателя норму.
Когда вы зальете в двигатель более вязкое масло, он будет тише работать, меньше изнашиваться, правда, больше греться.
Если двигатель дымил, то дымление может уменьшиться или совсем прекратиться.

Из чего производят моторные масла?

Моторные масла производят из базовой жидкости (основы) и химических присадок.
В качестве базовой жидкости применяют минеральные, синтетические и полусинтетические базовые масла.
Минеральные базовые масла получают из сырой нефти на нефтеперерабатывающих заводах.
Синтетические базовые масла получают методом химического синтеза на нефтехимических или химических предприятиях.
В качестве полусинтетических базовых масел применяется смесь минерального и синтетического базовых масел.
Многие производители моторных масел применяют базовые масла, полученные методом каталитического гидрокрекинга.
Для придания моторным маслам требуемых свойств, приписанных им техническими стандартами, в базовые масла вводят присадки различного функционального назначения.
В последнее время для получения моторных масел применяют пакеты присадок, содержание которых составляет от 5 до 20%.

Почему следует доливать моторное масло?

Уровень масла необходимо проверять один раз в день, лучше утром перед поездкой.
Следует помнить, что небольшое количество моторного масла всегда угорает даже при технически исправном двигателе.
В случае интенсивного угара масла причины следует искать в механических неисправностях двигателя и качестве масла (неудовлетворительные характеристики масла).

Какими преимуществами обладают высококачественные моторные масла?

Высококачественные моторные масла обладают следующими основными преимуществами:
- меньший износ двигателя;
- более легкий «холодный старт» (запуск непрогретого двигателя);
- уменьшение расхода топлива за счет снижения трения между движущимися частями.

В чем преимущество всесезонных моторных масел?

Основным преимуществом всесезонных моторных масел является стабильность их вязкостных свойств в широком интервале температур.
Это позволяет маслу быть достаточно текучим, быстро (в течение нескольких секунд) достигать всех частей двигателя при низких температурах, и достаточно вязким, чтобы не дать перегреться двигателю и не испаряться при высоких температурах.
По сравнению с сезонными летними и зимними маслами всесезонное масло лучше защищает двигатель от износа, и тем самым способствует экономии топлива до 2-3%.

Взаимозаменяемы ли жидкости для автоматических коробок передач (ATF)?

Некоторые жидкости взаимозаменяемы.
Однако в настоящее время нет проблемы найти на полке жидкость, имеющую точно такую спецификацию, какую требует производитель вашего автомобиля и приводит в инструкции по эксплуатации.
Например, инструкция требует жидкость, имеющую спецификацию Dextron IID.
В этом случае для замены и доливки необходимо просто найти марку жидкости, имеющую именно эту спецификацию.

Взаимозаменяемы ли антифризы различных марок?

Большинство производителей требуют применения для системы охлаждения охлаждающей жидкости, состоящей из 50% концентрата антифриза на основе этиленгликоля и 50% дистиллированной воды.
При этой концентрации температура замерзания будет составлять -35°С.
Рекомендуется также менять охлаждающую жидкость в соответствии с рекомендациями производителя.

Здесь можно дать следующие рекомендации:
Не следует смешивать жидкости разных типов (в частности, отвечающие разным стандартам).
Это может привести к снижению защитных свойств антифриза.
Нужно очень осторожно подходить к вопросу смешивания антифризов разных цветов.

Какие требования предъявляются к ATF?

В автоматической коробке передач и в других гидромеханических передачах переключение перед ач осуществляется при помощи мокрых дисковых сцеплений и ленточных тормозов.
Поэтому к маслам ATF предъявляются следующие требования:
- обеспечение плавной работы фрикционных механизмов;
- снижение трения;
- отвод тепла;
- защита от коррозии;
- передача крутящего момента;
- смазывание и снижения износа зубчатых передач;
- устойчивость к пенообразованию;
- высокая стойкость к окислению

Какие масла необходимо применять во время обкатки двигателя?

Во время обкатки применяют специальные масла, называемые «маслами обкатки».
Они обычно содержат больше разделительных присадок с активными соединениями хлора, фосфора и серы.

Как проверить работоспособность масляного насоса?

Сразу же после замены масла, перед самостоятельно сделавшим это владельцем автомобиля или профессиональным механиком, возникает типичная проблема - неудачная попытка вернуть давление масла в рабочую норму.
Несмотря на то, что это исключение, вполне вероятно, что масляный насос может утратить свою работоспособность во время замены масла.
Когда использованное моторное масло слито из двигателя, оно также может случайно слиться из захватывающей трубки и из самого масляного насоса.
При заливке нового моторного масла образуется воздушная пробка, заполняющая всасывающую часть масляного насоса.
Эта пробка является причиной кавитации насоса и мешает ему создавать течение масла и потом, давление масла.
Многие установщики обвиняют в этом масляный фильтр, объясняя тем, что фильтр блокирует течение масла.
По этой причине установщик меняет фильтр.
Иногда это решает проблему, так как при снятии фильтра воздушная пробка освобождается.
И конечно, установщик уверен в вине фильтра еще больше.
Проще всего обвинить во всем фильтр.
После того, когда и масло, и фильтр заменены, красный свет низкого давления горит около 10 секунд, заглушите двигатель, осторожно снимите масляный фильтр, поэтапно сливая масло, так как из входа двигателя может вырваться струя с 30-ти кратным увеличением напора.
Затем, заполните фильтр новым моторным маслом и заново установите.
Запустите двигатель и проверьте давление масла.
В большинстве случаев проблема решена.
Двигатель не должен работать без давления масла более 10 секунд (внимательно следите за временем). В некоторых случаях, полные 10 секунд необходимы насосу для возобновления тока масла.
Если это не так, снова снимите фильтр и прокручивайте вручную двигатель до полного слива масла. Не прокручивайте двигатель более 10 секунд за раз.
Когда масло стечет, заново установите масляный фильтр, скорректируйте уровень масла.
Давление масла сейчас должно нормализоваться.

Если специальные приборы-индикаторы, которые определяют степень срабатываемости моторных масел?

В Украине таких приборов пока нет.
За границей они есть и ими активно пользуются на СТО и в пунктах замены масел.

Какая информация обязательно должна присутствовать на этикетке любого моторного масла?

На этикетке масла обязательно должна быть следующая информация:
- знак УкрСЕПРО в виде «трилистника», который показывает, что масло сертифицировано;
- название масла;
- предназначение масла;
- указание объёма ёмкости (1л, 4л...);
- изготовитель масла и его адрес;
- дата изготовления и срок хранения.

Кто проводит сертификацию моторных масел?

Сертификацию моторных масел проводят органы по сертификации нефтепродуктов, которые есть в каждом областном центре.
В «народе» их называют ЦСМами.

Какие смазочные масла сертифицируются?

Обязательной сертификации подлежат только масла моторные (карбюраторные, дизельные, универсальные).
Масла для 2-х тактных двигателей и трансмиссионные масла не подлежат обязательной сертификации.

Является ли наличие сертификата ISO 9001 показателем высокого качества моторного масла?

Отчасти.
Следует понимать, что система качества ISO 9001 является системой качества менеджмента.
Она подразумевает, что предприятие, имеющее сертификат качества ISO 9001 имеет, прежде всего, репутацию надежного партнера в бизнесе, высококвалифицированный персонал, сильный маркетинг, который позволяет своевременно реагировать на запросы потребителей.
Безусловно, система качества ISO 9001 подразумевает и отлаженную технологию производства, и контроль качества продукции.
Однако это отнюдь не значит, что предприятия, не имеющие сертификата ISO 9001, выпускают хуже по качеству продукцию.

Какие зарубежные торговые марки моторных масел производятся в Украине?

В Украине производятся только торговые марки моторных масел для судовых двигателей.
Castrol и AVRO на бердянском заводе «Азмол», а Elf на совместном украинско-французском предприятии «Фрасмо» в Кременчуге.
Что касается автомобильных масел, то пока ни один зарубежный производитель не создал производства моторных масел в Украине.

Будут ли масла одной торговой марки сопоставимы по качеству, если поставляются с разных заводов, которые находятся в разных странах, например, Бельгии и Турции?

Ведущие мировые производители масел действительно имеют много производственных мощностей в различных частях мира.
Это либо собственные производства, либо совместные предприятия.
Технологии на всех таких предприятиях одинаковы.
Ассортимент выпускаемой продукции адаптирован к потребностям рынка, в той местности, где расположен завод.
Пакеты присадок обычно используются одинаковые на всех заводах компании.
А вот базовые масла могут существенно отличаться как по своим свойствам, так и по цене.
В любом случае, качество продукции всегда жестко контролируется на таких заводах, и масло будет отвечать заявленным требованиям.

Как правильно заменить охлаждающую жидкость?

Слить старую, тщательно промыв систему водой с использованием средств для очистки от ржавчины и накипи, залить промывочный раствор, дать поработать двигателю 15-20 минут, слить и промыть водой 2-3 раза.
После чего можно заливать новую.
Желательно, качественную.
Если летом использовалась вода, а не антифриз, процедура промывки будет такая же, потому, что наверняка на стенках системы охлаждения образовалась накипь и продукты коррозии.
При толщине накипи порядка 2 мм расход топлива может увеличиваться до 10%.

В каких температурных режимах приходится работать моторному маслу?

Диапазон температуры, в котором работают моторные масла, чрезвычайно широк.
Нижний предел – это температура холодного пуска двигателя зимой при безгаражной стоянке автомобилей (до -30… -35 °С).
Верхний предел – температура наиболее нагревающейся смазываемой детали при работе летом на режиме максимальной мощности (до 300…315 °С в зоне первого компрессорного кольца).
В этих условиях температура стенки цилиндра в зоне верхней мертвой точки достигает 210-240 °С, у кулачков распределительного вала 190-230 °С, у подшипников коленчатого вала 150-175 °С.

Как работает масло в двигателе?

Упрощенная схема работы моторного масла в двигателе следующая:
- из картера через маслозаборник и фильтры насос подает масло под давлением в главную магистраль. Давление масла в главной магистрали находится в пределах от 200 до 1800 кПа;
- из главной магистрали масло поступает ко всем узлам, смазываемым под давлением (к подшипникам коленчатого и распределительного валов, осям коромысел и др.);
- масло, вытекающее из подшипников коленчатого вала, центробежными силами разбрызгивается на стенки цилиндров, чем обеспечивается его поступление в зону поршневых колец. Только в крупных дизелях с малой частотой вращения коленчатого вала и большим ходом поршня предусматривается подача масла под давлением непосредственно на зеркало цилиндра;
- в современных двигателях моторное масло часто используют для принудительного охлаждения поршней. С этой целью по каналу в теле шатуна масло подается во внутреннюю полость поршня, где оно омывает его днище, а затем стекает в картер самотеком. Реже используют системы охлаждения поршней маслом, основанные на периодическом орошении днища через форсунки;
- в автомобильных дизелях новейших моделей моторное масло служит рабочим телом в гидравлических системах топливных насосов высокого давления.

Что такое индекс вязкости моторного масла?

Индекс вязкости – это показатель зависимости вязкости масла от температуры.
Чем выше численное значение индекса вязкости, тем меньше вязкость масла зависит от температуры. Масло с более высоким индексом вязкости имеет лучшую текучесть при низкой температуре (запуск холодного двигателя) и более высокую вязкость при рабочей температуре двигателя.
Индекс вязкости сильно зависит от молекулярной структуры соединений составляющих базовые минеральные масла.
При очистке базовых масел их индекс вязкости повышается, что в основном связано с удалением из масла ароматических соединений.
Высоким индексом вязкости обладают масла каталитического гидрокрекинга и синтетические базовые масла.
Высокий индекс вязкости моторного масла можно также получить при введении большего количества полимерных модификаторов вязкости в обычное базовое масло.
Но такие моторные масла можно применять только при эксплуатации при умеренных нагрузках, и в отсутствии высокой деформации сдвига, так как при высокой нагрузке и высокой скорости сдвига длинные молекулы загустителей разрываются на мелкие фрагменты, вследствие чего эффективность загустителя при эксплуатации уменьшается.

Почему езда на близкие расстояния считается более «опасной» для износа двигателя, чем на длинные?

Проблема в том, что при езде на короткие расстояния, интенсивном движении с частыми остановками и езде при холодной погоде, двигатель не успевает разогреться достаточно для того, чтобы выпарить воду и топливо, которые оседают в масле.
В процессе сгорания вода конденсируется на внутренней поверхности холодного двигателя.
В сочетании с окисью азота и серы, продуктами сгорания топлива, она образует кислоту, что вызывает коррозию поверхностей двигателя и способствует его износу.
Вода в двигателе также способствует формированию отложений.
Отложения – это толстый слой, сформировавшийся при взаимодействии масла, топлива, воды, и побочных продуктов сгорания.
Эти отложения блокируют масляные каналы, и ограничивает подачу масла.

Что такое тяжелые условия эксплуатации?

Тяжелые условия езды являются основной причиной снижения мощности двигателя и его работоспособности.
Под ними понимают:
- езду на близкие расстояния;
- езду в пыльных условиях;
- езду при интенсивном движении;
- езду при холодной или жаркой погоде;
- езду в гористой местности;
- езду при буксировке грузов.

Какие основные причины падения давления масла?

Основные причины падения давления масла:
- качество моторного масла (прежде всего потеря вязкости). Загрязненное и отработанное масло может привести к тому, что система смазки перестанет эффективно выполнять свои функции по циркуляции. В крайних случаях это может вывести из строя всю систему подачи масла;
- увеличение зазора в подшипниках (чем меньше зазор, тем больше давление);
- нарушение работы масляного насоса. Для очистки масла в насосе установлены сита-подборщики. Их конструкция достаточно груба и позволяет задерживать только крупные частицы грязи, находящиеся в масле. Зазоры между шестернями и кожухом внутри масляных насосов составляют всего несколько тысячных дюйма – более крупные частицы грязи, миновавшие сито, застревают и накапливаются в зазорах, что приводит к их изнашиваемости. По мере увеличения изнашиваемости зазоры увеличиваются – в результате масляный насос работает менее эффективно. А как только ухудшается работа насоса, соответственно падает давление масла, что может привести к поломке двигателя. Кроме потери давления масла, загрязнения, содержащиеся в масле, могут забить насос и поломать его, и тогда масло вообще перестанет поступать в двигатель.

Почему в двигателе масла иногда приобретают белый оттенок?

Это довольно редкий случай, но все же он случается.
Происходит это по причине не полного прогрева двигателя зимой.
Главной причиной является вода.
Источники воды в масле – сконденсированная влага с атмосферы и продукты сгорания топлива, которые не успевают испариться при низких температурах.
Образовавшаяся водомасляная эмульсия и является тем ферментом, который придает маслу белый цвет.

Надо ли перед заменой масла производить промывку двигателя?

Если до замены использовали качественные масла, то необязательно.
Высококачественные масла не оставляют (и даже снимают) на деталях двигателя лаковых, смолистых и других отложений, поэтому двигатель будет чистым.
Для лучшего удаления остатков отработанного масла двигатель можно промыть чистым минеральным маслом сходной вязкости, дав ему поработать несколько минут.

Какие сроки замены трансмиссионных масел?

Срок службы в агрегатах трансмиссий зависит от конструкции трансмиссии, качества самого масла и режима эксплуатации автомобиля.
Масло заменяют при значительном изменении его показателей качества, по сравнению с исходным маслом: вязкости, кислотности, противоизносных и антиокислительных свойств.
Условия эксплуатации для конкретной конструкции трансмиссий является важнейшим фактором, определяющим срок смены масла.
К ним относятся: нагруженность трансмиссий, температурный режим, количество и состав продуктов загрязнения.

Среднестатические интервалы замены масла составляют:
- для коробки передач легковых автомобилей – 30 000 - 50 000 км;
- для коробки передач и других агрегатов трансмиссий коммерческих автомобилей – 30 000 - 50 000 км;
- для коробки передач и других агрегатов трансмиссии машин с тяжелым режимом работы – 15 000 - 30 000 км.
В некоторых моделях современных автомобилей масло не меняется в течение всего срока службы.
Поэтому следует строго придерживаться требований производителей агрегатов трансмиссий.

Чем отличаются масла для автоматической и механической коробок передач?

Масла для автоматических передач (ATF) не подразделяются, как масла для механических коробок передач, на эксплуатационные или вязкостные группы или классы.
В отношении свойств ATF обладают более высоким индексом вязкости, высокой термоокислительной стойкостью и низким коэффициентом динамического трения.

Как «законсервировать» автомобиль на зиму?

Из-за сложных климатических условий, состояния дорог и короткого дневного времени суток многие автомобилисты не очень-то любят ездить зимой на своих автомобилях, предпочитая передвигаться в это время года пешком или общественным транспортом.
И в целях безопасности это вполне оправдано.
Автомобиль же на зиму обычно ставится в гараж.
Однако прежде необходимо вспомнить, что автомобиль нужно подготовить к зимовке.
При консервации машину необходимо в обязательном порядке тщательно вымыть.
Затем нужно натереть кузов специальным лаком, который поможет защитить лакокрасочное покрытие от агрессивных атак окружающей среды.
Если специального средства достать не удалось, то можно натереть автомобиль и простым автовоском. Все петли дверей, капота и прочие трущиеся детали нужно тщательно смазать.
После установки автомобиля в гараж обратите внимание на то, открыты ли окна или нет.
Если вы не хотите полностью их открывать, опасаясь воров, то оставьте хотя бы небольшие зазоры, которые позволят воздуху свободно циркулировать в салоне, что предотвратит создание конденсата.
Если есть возможность, то необходимо вытащить из автомобиля все коврики и чехлы, а также постараться снять шумоизоляцию.
Если этого не сделать, то весной пол автомобиля может просто сгнить.
Если до весны автомобиль использовать не будете, то рекомендуется снять колеса, а автомобиль поставить на подпорки.
Таким образом, не только сохраняются без повреждения покрышки, но и разгружается подвеска, продлив жизнь пружинам и амортизаторам.

Какое масло применяют в болидах Формулы-1?

Масло, используемое в Формуле-1, должно работать максимально эффективно в течение лишь нескольких сотен километров.
Поэтому гоночное масло – это обычная синтетика со специальными добавками.
Вообще, разработчики формульной «синтетики» призваны решить две главные задачи: максимальное уменьшение силы трения и устойчивость к работе в условиях сверхвысоких температур.
Нагрузки, которым подвергается масло в двигателе, таковы, что простое серийное масло «разбилось» бы на молекулы, не сохранив целостности масляной пленки.

Как подделывают масла?

Подделки моторных масел можно условно разделить на три категории:
- перемаркировка масел, когда на дешевый сорт вешают ярлык от дорогого;
- самодельное масло, полученное по «упрощенной» технологии. Такое масло делается где-то в полуподвале или гараже. Количество присадок в нем минимальное или они отсутствуют вообще;
- индустриалка или отработка под видом моторного масла.
Использование такого «продукта» грозит наиболее тяжелыми последствиями, ибо то, что предназначено для сверлильного станка, для двигателя внутреннего сгорания абсолютно не пригодно.

Разъедает ли синтетика сальники?

Весьма распространено мнение, что импортная синтетика разъедает отечественные сальники.

Насколько это верно?

Оказывается, эфиры, входящие в состав базового продукта синтетических масел, действительно взаимодействуют с резиной хуже, чем нефтяные компоненты, но заметить эту разницу можно лишь в хорошо оснащенной лаборатории.

Какие причины перегрева двигателя?

Причины перегрева двигателя могут быть разными:
- неисправности двигателя;
- плохое качество масла;
- плохая вентиляция;
- старый изношенный двигатель;
- тяжелые условия эксплуатации;
- высокая температура окружающей среды;
- неисправности системы охлаждения.

Свидетельствует ли черный дым при работе дизельных двигателей о плохом качестве масла?

Нет.
Причина в другом.
В дизельном двигателе сгорание топлива может быть рассмотрено как процесс компрессии, впрыска и спонтанного зажигания при данной температуре и высоком давлении.
Для дизельных автомобилей очень важным элементом является впрыск.
Когда большое количество загрязнителя попадает на инжектор, это влияет на его работу и, особенно, на процесс впрыска.
Вместо мощного впрыска образуется смесь капель разного диаметра и величины.
Как следствие, не происходит полного сгорания топлива.
И часть капель только обугливается и выбрасывается в виде черного дыма.
Очень важно то, что в старых автомобилях из-за внутреннего износа деталей всегда имеется вероятность проникновения масла в камеру сгорания.
Это масло сгорает и оставляет загрязнения в камере сгорания.
Масло, которое сгорает, увеличивает количество золы, выбрасываемое через выхлопную систему автомобиля.

Как долго следует прогревать двигатель зимой?

Зимой не следует «раскручивать обороты» холодного двигателя сразу после пуска.
Лучше всего сначала выждать 2-3 минуты, затем первые 5-10 минут двигаться с небольшой скоростью пока двигатель не достигнет рабочей температуры.
Это позволяет поддерживать низкие обороты и обеспечить давление масла, необходимое для того чтобы оно достигло всех критически важных узлов двигателя и образовало пленку на поверхности распределительного вала, стенках цилиндров, в шатунных подшипниках.
Очевидно, что необходимым условием легкого и надежного пуска двигателя является использование масла, класс вязкости которого соответствует температуре окружающего воздуха.

Как переходить с одной марки моторного масла на другую?

Если ранее в двигателе использовалось качественное масло (минеральное или синтетическое) производства ведущих фирм, не нарушались интервалы замены, двигатель не имеет значительных отложений, то переход на использование масла другой марки производится в соответствии с обычными рекомендациями по замене масла, которые приводятся в инструкции по эксплуатации.

Необходимо произвести промывку двигателя во всех остальных случаях, а именно:
- если неизвестна марка залитого в двигатель масла;
- если неизвестен пробег автомобиля после последней замены масла;
- если имеются значительные отложения на внутренних поверхностях двигателя, которые возникают обычно при использовании некачественных масел, нарушении сроков замены или попадании в масло посторонних веществ, таких как охлаждающая жидкость, специальные добавки в масло и т.п.

Можно ли применять современные моторные масла (в том числе синтетические), имеющие самые высокие спецификации (такие, как например SAE SJ/CF или ACEA A3-96/B3-96) для использования в подержанных автомобилях, у которых требования к маслам значительно ниже?

Можно.
Чем качественней масло и чем, соответственно, выше его спецификации, тем лучше оно будет защищать даже самый «старый» или изношенный двигатель.

Имеет ли значение порядок написания «бензиновых» и «дизельных» спецификаций в обозначениях класса качества моторных масел по API и ACEA?

Имеет.
Обычно производители указывают сначала спецификацию, которая является основной, то есть определяет основное назначение масла.
Однако это не означает, что вторая спецификация при этом каким либо образом «ущемляется».

Что такое «температура застывания» и можно ли по ней определить низкотемпературный предел применения масла зимой?

Температура застывания, приводимая обычно в разделе технических характеристик масла, получается в результате лабораторного теста и является температурой, при которой масло практически полностью теряет текучесть (подвижность).
На самом же деле работоспособность моторного масла теряется намного раньше уже при значительно менее низких температурах, когда оно уже потеряло способность быть прокачиваемым штатной системой смазки двигателя.
Таким образом, при подборе масла для использования в зимнее время нужно руководствоваться не температурой застывания, а классом вязкости по SAE.

Что такое «SAE»?

Спецификация SAE (SAE – общество инженеров-автомобилистов) является международным стандартом, регламентирующим вязкость масел.
Ни о качественных характеристиках масел, ни их применении для конкретных марок автомобилей и типов двигателей спецификация SAE не говорит.
Например, класса вязкости «10W» в обозначение SAE 10W-40 для моторных масел, дает нам информацию о зимнем применении данного масла (W – это начальная буква английского слова WINTER – зима).
Иными словами, от правильного выбора этого параметра зависит насколько легко, а самое главное без негативных последствий, Вы сможете запустить двигатель на морозе.

Класс вязкости «40» является, так называемым «летним» классом, и говорит о том, насколько масло способно сохранять работоспособность при высокотемпературном применении.
Наличие только одного из рассмотренных параметров в обозначении класса вязкости по SAE говорит о том, что это сезонное масло (SAE 10W – зимнее сезонное масло, SAE 40 – летнее сезонное масло). Присутствие же в обозначении сразу двух классов (как в нашем примере – SAE 10W-40) говорит о всезезонности данного масла.

Когда следует менять моторные масла?

Моторные масла производятся с учетом рекомендаций производителей двигателей, и поэтому смена масла должна, прежде всего, производится исходя из их рекомендаций.
Оптимальный срок службы моторного масла зависит от многих факторов:
- количество запусков двигателя при холодной температуре;
- температура окружающей среды;
- степень износа двигателя;
- качество топлива;
- состояние деталей и механизмов автомобиля;
- условия езды;
- навыки вождения.

Когда менять?

Если на вашем автомобиле нет современного компьютера, извещающего о следующем визите на СТО, ориентируйтесь на инструкцию.
Для многих иномарок там указана нормальная периодичность замены и «для тяжелых условий эксплуатации».
Имейте в виду, что наши условия почти единогласно признаны тяжелыми.
На отечественных автомобилях срок смены масла, как нетрудно догадаться, уже адаптирован к суровой действительности.
Рекомендованное для машины масло следует менять, соблюдая эти сроки, особенно строго – у машин с современными двигателями.

Какие требования к моторным маслам?

Моторные масла при эксплуатации должны удовлетворять следующим основным требованиям:
- уплотнения зазоров между деталями цилиндропоршневой группы;
- эффективный отвод тепла от деталей и вынос из зоны трения продуктов износа;
- защита деталей двигателя от коррозионного воздействия продуктов окисления масел и продуктов сгорания топлива;
- предотвращение образования всех видов отложений (нагаров, лаков, зольных отложений, шламов) на деталях двигателя при его работе на любых режимах;
- защита деталей двигателя от коррозии при остановках и консервации;
- надежный пуск двигателя при низкой температуре;
- уменьшение пенообразования при скоростных режимах;
- высокая стабильность против окисления, механической деструкции и влияния воды;
- небольшие потери масла при работе двигателя;
- увеличение срока работы масел и фильтрующих элементов;
- экономия топлива за счет оптимально подобранных вязкостно-температурных свойств масла;
- совместимость с уплотнительными материалами.

Как получают синтетические базовые масла?

Синтетические базовые масла получают методом химического синтеза с целью последующего получения товарных масел с высокими вязкосными характеристиками, улучшенной термоокислительной стабильностью и малой испаряемостью.
Синтетические базовые жидкости создаются в лаборатории из маленьких молекул, которые, взаимодействуя друг с другом, образуют чистые молекулярные соединения.
Как результат, созданная молекулярная структура лучше выполняет все требования по физико-химическим и эксплуатационным свойствам в высоконагруженных двигателях автомобилей.

Как получают минеральные базовые масла?

Базовые масла являются основным компонентом любого моторного масла.
От его качества зависят характеристики готового масла.
Базовые масла могут быть минеральными (из нефти или продуктов растительного происхождения), синтетическими или полусинтетическими.
Последние получают путем смешивания минерального базового масла с синтетической жидкостью. Наибольшее распространение получили нефтяные минеральные базовые масла, которые производятся методом дистилляции из сырой нефти.
Дистилляция состоит из серии процессов нефтепереработки для удаления из сырой нефти нежелательных компонентов.
На первой стадии переработки сырая нефть нагревается до кипения, чтобы отделить разные по весу фракции и газы.
Эти продукты идут на производство бензина, дизельного топлива, парафина и т. д.
Минеральные базовые масла производятся из оставшихся более тяжелых фракций.
Далее идет процесс очистки минеральных базовых масел от парафинов, серы и других вредных соединений.

Какой срок хранения моторного масла?

Практически все производители гарантируют срок хранения 5 лет.
Однако масло сохранит все свои качества в течение 5 лет при условии, если оно хранилось в закрытых емкостях без доступа воздуха и влаги.

Можно ли переходить на другую вязкость моторного масла?

Да.
Вязкость должна соответствовать тем условиям, в которых используется транспортное средство, окружающая среда и климатические условия.
Кроме того, со временем, хотите Вы или нет, двигатель изнашивается, станет больше брать масла, поэтому придется применять более густое масло.

Все ли масла подходят к транспортным средствам, оборудованных каталитическими конвертерами (катализаторами)?

Нет.
Для каталитических конвертеров, которые завершают окисления выхлопного газа непосредственно перед тем, как он попадает атмосферу, рекомендуется применять специальные масла.
Эти масла должны соответствовать всем нормам и требованиям по охране окружающей среды, иметь высокие смазывающие свойства, хорошие моющие свойства и свойства дисперсанта, а также содержать низкое количество серы и фосфора.
Использование масел, в описании которых нет разрешений на применение в катализаторе вызывают повреждение катализатора.

Какое масло следует использовать в двигателях с турбонаддувом?

Чтобы обеспечить смазку и требования охлаждающей жидкости вала масло должно отвечать определенным критериям.
Вал достигает очень высоких температур, близко к очень высоким температурам выхлопных газов.
Масло должно смазывать вал непрерывно иначе постоянно высокие температуры повредили бы его. Такие условия работы подразумевают чтобы масло обладало значительными моющими свойствами, были очень устойчивы к окислению и осадкообразованию, но особенно имели высокую термическую стабильность.
Турбокомпрессоры более характерны для дизельных двигателей, поскольку в бензиновых двигателях достигнуть той же самой величины мощности можно другим способом, например впрыскивания с электронным управлением и т. д.

Какие преимущества дают новые технологии смазочных материалов?

Новые технологии смазывающих материалов основываются на требованиях пользователей (автомобилистов), производителей двигателей (конструкторов и механиков) и регулирующих органов.
В частности это:
- более строгие требования окружающей среды;
- повышение мощности двигателя;
- удлинение интервала замены масла.

Что может вызвать потерю давления масла?

В нормальных условиях эксплуатации транспортного средства вязкость масла достаточная, что позволяет ему эффективно циркулировать между камерой сгорания и картером.
Показатели манометра масла подтверждают это.
Необычное снижение масленого давления может возникать по причинам:
- понижения вязкости моторного масла из-за применения некачественного базового масла, или разбавления масла топливом;
- недостаточного количества масла в системе смазки (либо утечка масла, либо сильное испарение, что приводят к избыточному расходу масла или неисправности масляного насоса);
- механический износ деталей.

Можно ли смешивать моторные масла разных производителей?

Смазочные материалы всегда оптимизируются, чтобы выполнить требования международных классификаций (API, ACEA).
Смешивание двух минеральных масел, которые имеют одинаковые свойства (одинаковую категорию качества например по API), не вызовут проблемы, но заявленные конечные свойства масла гарантировать нельзя.
Следует помнить, что качество смешиваемых масел всегда будет хуже, чем у исходного моторного масла. Полусинтетические, и тем более синтетические моторные масла разных производителей и торговых марок смешивать не рекомендуется.

В чем преимущество всесезонных моторных масел?

Основным преимуществом всесезонных моторных масел является стабильность их вязкостных свойств в широком интервале температур.
Это позволяет маслу быть достаточно текучим и быстро (в течение нескольких миллисекунд) достигать всех частей двигателя при низких температурах, и быть достаточно вязким, чтобы не дать перегреться двигателю и испарятся при высоких температурах.
По сравнению с сезонными, летними и зимними маслами, всесезонное масло лучше защищает двигатель от износа, и тем самым способствует экономии топлива до 2-3%.

Можно ли применять бензиновые масла для дизельных двигателей, а дизельные для бензиновых двигателей?

Это зависит от требований, которые предъявляют инженеры-конструкторы автомобильных двигателей к моторным маслам.
Во время разработки, моторные масла подвергаются различным видам испытаний для определения к какой категории по API, ACEA или классу по ГОСТ они относятся.
Независимые отечественные производители масел создают собственные ТУ, в которых регламентируются требуемые нормативные показатели масел.
В виду отсутствия новых нормативных документов в СНГ (все-таки ГОСТы уже устарели), производители стараются подогнать свои ТУ к требованиям по API или ACEA.
В этих нормативных документах (спецификациях) представлены самые важные показатели моторных масел, значения которых и определяют условия их применения в различных типах двигателей.
Для четырехтактных двигателей обычно указывают совместную для бензиновых и дизельных масел классификацию.

Например, SJ/CF, где SJ – спецификация для бензинового масла, а CF – для дизельного, М-8В – если буква «В» без цифры 1 или 2, значит масло можно применять и для дизелей и для бензиновых двигателей, аналогично и М-15/4040, где последняя цифра «0» говорит об универсальности масла.
До последнего времени считалось, что универсальность – это лучший друг автолюбителя.
Главным образом этот постулат был выгоден нефтехимическим компаниям – производителям пакетов присадок, так как унифицирует производство присадок и снижает стоимость производства.
Однако сейчас на Западе бытует другое мнение относительно универсальности моторных масел.
Специалисты считают, что бензиновое и дизельное моторное масло должно применяться по их прямому предназначению, т. е. дизельное масло – для дизельных двигателей, а бензиновое – для бензиновых.
Связано это со стремительными и постоянными усовершенствованиями конструкций двигателей.

Можно ли заливать моторное масло в механическую коробку передач?

Для старых моделей автомобилей возможно использования моторного масла для коробки передач.
В новых автомобилях необходимо применять различные продукты: для двигателя моторное масло, а для коробки передач трансмиссионное.

Можно ли визуально определить качество масла?

Сделать это сложно, так как не существует простых «ручных» способов определения эксплуатационных характеристик.
Опытные водители обычно определяют качество масла по его внешнему виду и по цвету, характеризующему его загрязненность.
Имеется несколько способов определения пригодности масла.
Оно считается непригодным, если:
- на масломерной линейке не просматриваются через его пленку соответствующие метки;
- в сердцевине растекшейся капли масла на чистом листе бумаги образуется концентрированное черное пятно;
- на ощупь между пальцами не ощущается «маслянистости» тянущейся пленки;
- на запах ощущаются пары топлива;
- цвет масла серый (в масле присутствует вода).

КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ SAE, API, ACEA

Применение смазочных материалов впервые документально зафиксировано более 3,5 тысяч лет назад. Долгое время это были жиры животного и растительного происхождения до тех пор, пока в 1859 году их место не заняли продукты переработки нефти. Развитие продолжалось и дальше, включая появление в начале 50-х годов нашего века полимерных модификаторов вязкости, позволивших сделать революционный шаг от "летнего" и "зимнего" масла к "всесезонным" композициям.
С тех пор не изменился только главным принцип и предназначение смазки - образовывать тончайшую и прочнейшую пленку на поверхности трущихся деталей и предотвращать прямой контакт их микронеровностей друг с другом.

Именно так резко снижается трение и уменьшается вероятность возникновения зазоров.
Для выполнения этих задач в двигателях и других агрегатах автомобиля масло должно обладать двумя, в принципе, противоположными свойствами:
хорошо течь - проникая через систему тончайших каналов при любых температурах, в том числе и зимой, после "ночной" стоянки при "минус" 30 или 40, когда все "текучее" стремится превратиться в "гуталин". Наличие масла в двигателе во время холодного старта жизненно необходимо, ведь после длительной стоянки оно стремиться полностью стечь и вероятно появление разрушительных задиров в случае проворачивания двигателя "всухую".
прилипать к поверхности металла - в отличие от способности течь, сохранение этого свойства особенно важно при сверхвысоких температурах при пике нагрузок на двигатель, эксплуатируемый в летнюю жару. Разогретое до предела масло стремится перейти в самую жидкую и даже парообразную форму, теряя способность оставаться на поверхности трущихся деталей в виде микропленки.
Для выполнения первого свойства масло должно быть максимально жидким, а для выполнения второго - максимально густым. Решение проблемы заключается либо в использовании различных по свойствам "зимнего" и "летнего" масел или в применении загущающих присадок - модификаторов вязкости. Именно они позволили широко внедрить всесезонные композиции. Суть их действия заключается в том, что они "не работают" при низких температурах, сохраняя первоначальную степень текучести масла, но загущают его при повышении температур, обеспечивая желанный компромисс.
Вязкостные характеристики, таким образом, являются первыми и самыми важными элементами классификации моторных масел. Любые добавки, в том числе и модификаторы, повышают его цену, поэтому всегда необходимо выбирать правильное отношение свойств масла и условий его эксплуатации. Самой распространенной системой индексации и классификации моторных масел стала "SAE".

Классификация масел по вязкости SAE

SAE (Society of Automotive Engineers) - американское Ассоциация Автомобильных Инженеров, описывает свойства вязкости и текучести - способности течь и, одновременно, "прилипать" к поверхности металла. Стандарт SAE J300 подразделяет моторные масла на шесть зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, и 25W) и пять летних (20, 30, 40 и 50).
Сдвоенный номер означает всесезонное масло (5W-30, 5W-40, 10W-50 и т.д.).
Сочетание значений вязкости летнего и зимнего сортов масла не означает арифметического сочетания свойств вязкости.
Так, например, масло 5W-30 рекомендовано к эксплуатации при температурах окружающей среды от -30 до +20 градусов.
Вместе с этим летнее масло 30 может работать при температурах до 30 градусов, но только выше нуля.
В целом же термин "рекомендовано к эксплуатации" очень и очень условный.
Каждый двигатель каждой марки автомобиля отличается уникальным сочетанием степени форсированности, теплонапряженности, особенностей конструкции, применяемых материалов и так далее, вплоть до качества обработки поверхностей.
Таким образом, владельцу Subaru не следует слепо использовать таблицу допустимых температур Chrysler. Для автомобилей Жигули эта таблица выглядит следующим образом:

5W-30  от -30 до +20
5W-40  от -30 до +35
5W-50  от -30 до +45
10W-30 от -25 до +30
10W-40 от -25 до +35
10W-50 от -25 до +45
15W-30 от -20 до +35
15W-40 от -20 до +45
15W-50 от -20 до +45
20W-30 от -15 до +40
20W-40 от -15 до +45

Использование моторных масел при очень высоких и очень низких температурах кроме загущающих присадок обеспечивает также применение полностью или полу синтетических композиций.
В отличие от минеральных масел, полученных в результате перегонки сырой нефти, синтетические моторные масла являются результатом целенаправленного органического синтеза.
Сырье для их производства получают из природного газа и все это увеличивает стоимость конечного продукта только из-за усложнения технологии в 3-4 раза.
Однако игра стоит свеч потому, что в результате получается однородная структура длинных полимерных молекул с практически заданными свойствами.
Немаловажно также и то, что минеральные масла несут в себе остатки примесей, содержавшихся в первоначальном сыром продукте - серу и парафины.
В синтетическом масле их практически нет.
Чистота и гарантированность свойств отходит на второй план по сравнению со способностью синтетических масел противостоять воздействию высоких и быстро меняющихся температур.
Минеральные масла при этом достаточно быстро разрушаются, не только образуя нагары и шламы, но и изменяя характер действия пакетов присадок.
Таким образом быстро меняются принципиальные характеристики всего масла.
Синтетическое же масло гораздо дольше сохраняет первоначальную структуру и свойства.
Пакеты присадок составляют 15-20% объема любого качественного масла и именно им мы обязаны такому разнообразию сортов и групп смазочных материалов.

Для чего нужны присадки?

Присадки изменяют свойства минеральной или синтетической основы моторных масел, а также добавляют им новые свойства.
Необходимость этого была вызвана характером развития самих двигателей внутреннего сгорания, предъявляющих все более и более жесткие требования по выносливости масел, отличающихся друг от друга по тепловой напряженности (определяемой частотой вращения, компрессией, количеством клапанов на цилиндр), типом применяемого топлива (дизельное или бензиновое, высоко и низко-октановое) и характером эксплуатации. Интуитивно понятно, что масла для двигателя "Запорожца" и "Порше" должны отличаться как по цене, так и по характеристикам.

Пакет присадок может содержать такие наиболее часто применяемые из них, как:
- моющие;
- загущающие;
- депрессорные;
- противопенные;
- диспергирующие;
- противоизносные;
- антикоррозионные;
- противоокислительные.

Так, например, при работе дизельного двигателя образуется повышенное количество углеродистых отложений и масло этих двигателей должно отличаться хорошими моющими и диспергирующими свойствами. Современные же турбонаддувные двигатели предъявляют повышенные требования к температурной устойчивости масла и его сопротивляемости окислению.
Для каждого автомобиля существуют одобренные его производителем сорта масла и их следует применять в первую очередь.
Также, как и следовать указанным в книжке по эксплуатации межсервисным интервалам.
Более дорогое импортное масло не увеличивает (как иногда рекламируют) межсервисные интервалы.
Оно увеличивает срок службы двигателя.
В случае применения масел различных производителей, например, в случае перехода с неоригинального масла на оригинальное, двигатель следует промыть специальным промывочным маслом.
Делать это необходимо для того, чтобы удалить остатки жидкости с имеющимися в ней присадками.
Они представляют собой достаточно активные химические вещества и часто не сочетаются друг с другом.
Их соединение может привести к вспениванию масла или, наоборот, образованию трудноудаляемых отложений.
Здесь мы подошли к необходимости ввести вторую основополагающую характеристику моторных масел.

Классификация по совокупности эксплуатационных свойств ACEA

ACEA (Ассоциацией европейских автопроизводителей)
О его «тонкостях» знают далеко не все профессиональные продавцы и мастера автосервиса.
А зря.
Ведь если не обращать внимания на классы ACEA, необходимость капремонта мотора может возникнуть гораздо раньше.
Согласно ACEA моторные масла делятся на три класса:
- А – масла для бензиновых двигателей;
- В – масла для дизельных моторов малой мощности (Light Duty), устанавливаемых на легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности;
- Е – масла для мощных дизельных двигателей (Heavy Duty).

Среди масел есть так называемые энергосберегающие.
По названию нетрудно догадаться, что они предназначены для экономии топлива.
За счет чего она достигается?
Существует такой показатель как HT/HS (High temperature/High shear viscosity) – вязкость масла в условиях высокой температуры и большой скорости сдвига.
Обычное масло при температуре 150 градусов остается достаточно вязким (HT/HS > 3,5 мПас), при этом топливо не экономится, но обеспечивается нормальная защита двигателя.
Если же при этих условиях вязкость снижается больше (HT/HS от 2,9 до 3,5 мПас), детали мотора перемещаются легче, обеспечивая экономию горючего.
Поэтому такое масло называют энергосберегающим.
Но, как нетрудно догадаться, при этом одновременно снижается толщина масляной пленки, которая должна защищать детали от износа при высоких температурах.

Заведомо негативно относиться к энергосберегающим маслам не стоит.
Ведь некоторые двигатели разработаны именно «под них».
В основном это моторы японских автопроизводителей.
Лишь эти масла могут легко поступать к узлам трения по их узким маслопроводам.
Ресурс таких двигателей от этого не сократится.
Энергосберегающие масла можно применять только в том случае, если они рекомендованы заводом-изготовителем автомобиля!
Например, BMW и Mercedes-Benz их не рекомендуют.
Нельзя их применять также в большинстве старых автомобилей любых марок, двигатели которых нуждаются в усиленной защите.
Вот и получается, что экономить можно не всегда.

Рассмотрим две категории классификации АСЕА, которые имеют отношение к легковым автомобилям. Категория А – это масла для бензиновых двигателей, В – для дизельных.
По принципу энергосбережения они структурированы одинаково.
Классы А1, А5, В1, В5 – энергосберегающие.
Остальные (А2, А3, В2, В3, В4) – стандартные. И если вы запомните этот нехитрый принцип, то уже не купите энергосберегающее масло к старенькому автомобилю, двигатель которого нуждается в усиленной защите.

Классификация масел по совокупности эксплуатационных свойств API

Американский Институт Нефтепродуктов (API - American Petroleum Institute) и его европейский аналог - CCMC, с недавнего времени замененный ACEA разработали систему классификации, позволяющую подобрать сорт масла, соответствующий возрасту Вашего авто и типу его двигателя.
Классификацию API называют классификацией по уровню качества потому, что с выходом на сцену все более совершенных, все более быстроходных и, одновременно, легких двигателей, потребовалось выпускать масла со все более совершенным пакетом присадок.
Это, тем не менее, не означает, что масла для двигателей середины 80-х или начала 90-х годов вдруг стали выпускать "некачественными".
Классификация API различает масла для бензиновых и для дизельных двигателей.
Первым соответствует буква S, например - SG, SH или SJ, при этом вторая буква говорит о более высоком уровне.
Так, класс SJ был широко введен в широкую практику только в прошлом году, заменив господствовавший до этого SH.
Дизельные масла несут обозначения из двух букв, первая из которых всегда C: CC, CD, CF, CG.
Последняя в этом ряду комбинация считается самой передовой, хотя многие все еще классифицированы как CF-2, CF-4 или CD.
Большинство из мировых производителей выпускают универсальные масла, пригодные как для дизельных, так и для бензиновых двигателей.
В этом случае в классификации по API у них стоит сочетание индексов, например SH/CD, SF/CC или SJ/CF.
Классификация качества SJ присуждается только самым дорогим маслам на синтетической основе.
Часто их композиция получается путем усовершенствования и более жесткого тестирования предшественников класса SH. Новый класс SJ ввели еще и потому, что требования SH стали "легкими" для их преодоления слишком многими фирмами.
Дополнительной системой классификации и особой гордостью многих масляных компаний является одобрение определенных типов масел для автомобилей специфичных марок их производителями.
Такое одобрение, скажем от Ford или Mercedes, обязательно помещают на самое видное место канистры.
Если все классификации не выстроились еще для Вас в стройную систему, примите факт, что масла ведущих фирм, маркированные SJ, гарантированно подходят самым современным автомобилям.
Относительно дешевые масла типа SH могут уступать новейшим композициям по каким-то параметрам, но они идеально подходят для автомобилей выпуска 1994 - 1989 годов и старше.
Масла SF предназначены для более ранних тихоходных и простых по конструкции двигателей.
В заключении - дизели.
Все больше фирм включают в свою гамму специализированные масла для дизельных двигателей.
Вследствие развития и усложнения этого класса двигателей, включая конструкции с турбонаддувом, условия работы там требуют специальных решений.
Лучшие универсальные масла, безусловно, выполнят основные задачи, но композиции с маркировкой "Diesel" все-таки предпочтительней.

API - для бензиновых двигателей

SA  Двигатели, работающие в легких условиях, используется только по требованию
 производителя.
SB  Двигатели, работающие при умеренных нагрузках, используется только по
 требованию производителя.
SC  Двигатели, работающие с повышенными нагрузками (Годы выпуска автомобилей
 1964-1967).
SD  Среднефорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях (Годы выпуска
 автомобилей 1968-1971).
SE  Высокофорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях (Годы выпуска
 автомобилей 1972-1979).
SF  Двигатели, работающие в тяжелых условиях на неэтилированном бензине, высокофорсированные,
 без турбонаддува (Годы выпуска автомобилей до 1988). Масла данной категории
 предназначены для двигателей моделей 1988 года и старше, питаемых этилированным
 бензином. Они имеют более эффективные, чем предыдущие категории, противоокислительные,
 противоизносные, антикоррозийные свойства и обладают меньшей склонностью
 к образованию высоко- и низкотемпературных отложений и шлака. Масла API
 SF заменяют масла API SC, API SD и API SE в более старых двигателях.
SG  Высокофорсированные двигатели с турбонаддувом (Годы выпуска автомобилей
 1989-1993). Лицензированная категория, утвержденная в 1988 году. Выдача
 лицензий прекращена в конце 1995 года. Масла предназначены для двигателей
 моделей 1993 года и старше, питаемых неэтилированным бензином с оксигенатами.
 Удовлетворяют требованиям, выдвигаемым к маслам для дизельных двигателей
 категории API CC и API CD. Имеют более высокую термическую и противоокислительную
 стабильность, улучшенные противоизносные свойства, уменьшенную склонность
 к образованию отложений и шлама. Масла API SG заменяют масла категорий
 API SF, SE, API SF/CC и API SE/CC.
SH

 (устар). Действует только если совмещается с действ. классами для дизельных двигателей.

 Высокофорсированные перспективные автомобили с высоким турбонаддувом (Годы
 выпуска автомобилей до 1996). Лицензированная категория, утвержденная
 в 1992 году. На сегодняшний день категория является условно действующей
 и может быть сертифицирована только как дополнительная к категориям API
 C (например API AF-4/SH). По требованиям соответствует категории ILSAC
 GF-1, но без обязательного энергосбережения. Масла данной категории предназначены
 для бензиновых двигателей моделей 1996 года и старше. При проведении сертификации
 на энергосбережение, в зависимости от степени экономии топлива присваивались
 категории API SH/EC и API SH/ECII.

SJ  Для всех используемых моделей (1996г.). Категория утверждена 06.11.1995,
 лицензии стали выдаваться с 15.10.1996. Масла данной категории предназначены
 для всех используемых в настоящее время бензиновых двигателей и полностью
 заменяют масла всех существовавших ранее категорий в более старых моделях
 двигателей. Максимальных уровень эксплуатационных свойств. Возможность сертификации
 по категории энергосбережения API SJ/EC.
SL  Для автомобилей 2004 года или раньше. Отличаются стабильностью энергосберегающих
 свойств, пониженной летучестью, удлиненными интервалами замены. API планировал разрабатывать
 проект PS-06 как следующую категорию API SK, но один из поставщиков моторных
 масел в Корее использует сокращение "SK" как часть своего корпоративного
 имени. Для исключения возможной путаницы буква "К" пропускается
 для следующей категории "S".
SM  Для всех автомобилей находящихся в наст. время в эксплуатации. Введен
 30 ноября 2004. Обладает улучшенными свойствами против окисления, формирования
 отложений, защиты от износа и эксплуатации при низких температурах в течение
 всего срока службы масла. Некоторые масла из этой категории могут также
 соответствовать последним спецификациям ILSAC и/или квалифицироваться как
 энергосберегающие.
EC  Энергосберегающие масла.


 

API - для дизельных двигателей

CB  Среднефорсированные двигатели без наддува, работающие при повышенных нагрузках
 на сернистом топливе (Годы выпуска автомобилей 1949-1960).
CC  Высокофорсированные двигатели (в том числе с умеренным наддувом), работающие
 в тяжелых условиях (Годы выпуска автомобилей с 1961). Категория введена
 в 1961 году. Масла для дизельных двигателей без наддува. Допускается применение
 для двигателей с турбонаддувом, работающих в легком или среднем режиме и
 для бензиновых двигателей большой мощности. Масла данной категории содержат
 антикоррозийные присадки и присадки предотвращающие образование высоко-
 и низкотемпературных отложений.
CD  Высокофорсированные двигатели с высоким наддувом, работающие в тяжелых
 условиях на высокосернистом топливе (Годы выпуска автомобилей с 1955). Категория
 введена в 1955 году. Типичная категория масел для дизельных двигателей с
 турбонаддувом и без, для которых требуется эффективный контроль за накоплением
 продуктов износа. Допускается применение топлива с повышенным содержанием
 серы. Масла содержат присадки предотвращающие образование высокотемпературных
 отложений и предохраняющие подшипники от коррозии. Соответствует требованиям
 MIL-L-2104C/D.
CD+  Категория создана для удовлетворения требованиям японских автопроизводителей.
 Масла обладают повышенной устойчивостью к окислению, загущению (под влиянием
 накопления сажи) и повышенной защитой клапанного механизма от износа.
CD-II  Категория введена в 1987 году. Масла данной категории предназначены для
 двухтактных дизельных двигателей. Эффективно подавляют износ и образование
 шлама. Соответствует всем требованиям категории API CD.
CE

 (От этой и выше - устар.)

 Высокофорсированные перспективные двигатели с высоким турбонаддувом, работающие
 в тяжелых условиях, может использоваться вместо масел классов CC и CD (Годы
 выпуска автомобилей 1987). Категория введена в 1987 году. Масла предназначены
 для форсированных и мощных дизельных двигателей с турбонаддувом и без, работающих
 как при малых оборотах и больших нагрузках, так и при больших оборотах и
 больших нагрузках. Заменяет масла категорий API CC и CD в более старых двигателях.

CF  Категория введена в 1994 году. Масла предназначены для внедорожной техники,
 для двигателей с распределенным впрыском, включая двигатели работающие на
 топливе с содержанием серы более 0,5% от массы. Масла данной категории эффективно
 подавляют образование нагара на поршнях и коррозию медных сплавов подшипников.
 Заменяет масла категории API CD в более старых двигателях.
CF-2  Улучшенные характеристики,используется вместо CD-ll для двухтактных двигателей
 (Годы выпуска автомобилей с 1994). Категория введена в 1994 году. Масла
 предназначены для высоконагруженных двухтактных дизельных двигателей. Эффективно
 подавляют износ цилиндров и залегание (закоксование) поршневых колец. Заменяет
 масла категории API CD-II в более старых моделях.
CF-4  Для высокоскоростных, четырехтактных двигателей с турбонаддувом, используется
 вместо масел класса CE (Годы выпуска автомобилей с 1990). Категория введена
 в 1990 году. Масла предназначены для высокоскоростных мощных четырехтактных
 дизельных двигателей с турбонаддувом и без него, устанавливаемых на мощных
 магистральных тягачах. Отвечают всем требованиям качества категории API
 CE и, кроме того, обладают меньшим расходом на угар и меньшей склонностью
 к нагарообразованию на поршнях. При согласовании с требованиями категории
 API SG (API CF-4/SG), могут быть применены для бензиновых двигателей легковых
 и малых грузовых автомобилей. Отвечают повышенным требованиям по токсичности
 отработанных газов. Заменяет масла категории API CE в более старых двигателях.
CG-4  Для четырехтактных двигателей, работающих в тяжелых условиях, может использоваться
 вместо масел CD, CE и CF-4 (Годы выпуска автомобилей с 1995). Категория
 представлена в 1995 году. Масла предназначены для высоконагруженных, высокоскоростных,
 четырехтактных дизельных двигателей грузовых автомобилей магистрального
 типа использующих топливо с содержанием серы менее 0,05% от массы и немагистрального
 типа (содержание серы может достигать 0,5% от массы). Эффективно подавляют
 образование высокотемпературного нагара на поршнях, износ, пенообразоване,
 окисление, образование сажи (эти свойства необходимы для двигателей новых
 магистральных тягачей и автобусов). Категория создана для удовлетворения
 требованиям стандартов США по токсичности отработанных газов (редакция 1994
 года). Заменяет масла категорий API CD, API CE и API CF-4. Основным недостатком,
 ограничивающим применение масел данной категории в мире, является относительно
 большая зависимость ресурса масла от качества применяемого топлива.
CH-4  Проектное название API PC-7. Категория представлена 1 декабря 1998 года.
 Масла данной категории предназначены для высокоскоростных, четырехтактных
 двигателей выполняющих требования жестких стандартов 1998 года по токсичности
 отработанных газов. Отвечают высочайшим требованиям не только американских,
 но и европейских производителей дизельных двигателей. Специально сформулированы
 для применения в двигателях, использующих топливо с содержанием серы до
 0,5% от массы. В отличие от категории API CG-4, допускается применение дизельного
 топлива с содержанием серы более 0,5%, что является важным преимуществом
 в странах, в которых распространены высокосернистые топлива (Южная Америка,
 Азия, Африка). Масла удовлетворяют повышенным требованиям по уменьшению
 износа клапанов и уменьшению образования нагара. Заменяют масла категорий
 API CD, API CE, API CF-4 и API CG-4.
CI-4  Введен в 2002. Для высокоскоростных 4-тактных двигателей разработанных
 в соответствии с требованиями стандарта 2002 года по эмиссии выхлопных газов.
 Для двигателей с рециркуляцией выхлопных газов. Для использования с топливами 
 с < 0.5% серы. Замещает CD,CE,CF-4,CG-4, и GH-4.

 


 

API - для двухтактных двигателей

TA Двухтактные двигатели мопедов, газонокосилок и соответствующих машин.
TB Маломощные мотоциклы, мотороллеры.
TC Смазка для двухтактных двигателей, работающих на суше, также тогда, когда
требуется класс API-TA и API-TB.
TD Смазка для двухтактных подвесных лодочных моторов.


 

API - для трансмиссионных масел

GL-1 Минеральные масла без присадок или с антиокислительными и противопенными
присадками без противозадирных компонентов для применения, среди прочего,
в коробках передач с ручным управлением с низкими удельными давлениями и
скоростями скольжения. Цилиндрические, червячные и спирально-конические
зубчатые передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках.
GL-2 Червячные передачи, работающие в условиях GL-1 при низких скоростях и
нагрузках, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам.
Могут содержать антифрикционный компонент.
GL-3 Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных
свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых
коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах
с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для
перевозки грузов, пассажиров и для нетранспортных работ. Спирально-конические
передачи, работающие в умеренно жестких условиях. Обычные трансмиссии со
спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях
по скоростям и нагрузкам. Обладают лучшими противоизносными свойствами,
чем GL-2.
GL-4 Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных
свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых
коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах
с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для
перевозки грузов и пассажиров и для нетранспортных работ. Гипоидные передачи,
работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых
скоростей при больших крутящих моментах. Обязательно наличие высокоэффективных
противозадирных присадок.
GL-5 Масла для гипоидных передач с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105
C/D. Эти масла предпочтительно применяются в передачах с гипоидными коническими
зубатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной
передачи в автомобилях и в карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках
передач мотоциклов. Специально для гипоидных передач с высоким смешением
оси.Для самых тяжелых условий эксплуатации с ударной и знакопеременной нагрузкой.
Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих
моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен.Должны иметь большое количество
серофосфорсодержащей противозадирной присадки.
GL-6 Гипоидные передачи с увеличенным смещением, работающие в условиях высоких
скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок. Имеют большее количество
серофосфорсодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5.
MT-1 Масла для высоконагруженных агрегатов. Предназначены для несинхронизированных
механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и
автобусов). Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической
стабильностью.
PG-2 Масла для передач ведущих мостов мощных коммерческих автомобилей (тягачей
и автобусов) и мобильной техники. Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают
повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами.

 

В нашем интернет-магазине shop.tesma.com.ua вы сможете подобрать и купить моторное масло лучших мировых брендов для вашего автомобиля или гидравлические масла для спецтехники и специального оборудования.

Подборку моторных, гидравлических, трансмиссионных, минеральных, полусинтетических и синтетических масел производит крупнейшая кросс база артикулов автомобильных масел, расходных материалов и запасных частей.

Подобрать и кроссировать моторное масло можно как самостоятельно, зарегистрировавшись на нашем сайте shop.tesma.com.ua, так и связавшить с нашими специалистами удобным для вас способом.

ВОЗДУШНЫЕ ФИЛЬТРЫ

Воздушные фильтры

ФИЛЬТРЫ САЛОНА

Фильтры салона

ВЛАГООТДЕЛИТЕЛИ

Влагоотделители

ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ФИЛЬТРЫ

Гидравлические фильтры

МАСЛЯНЫЕ ФИЛЬТРЫ

Масляные фильтры

ТОПЛИВНЫЕ ФИЛЬТРЫ

Топливные фильтры

СЕПАРАТОРЫ ДИЗТОПЛИВА

Сепараторы дизтоплива

АМОРТИЗАТОРЫ

Амортизаторы

МАСЛА

Масла

Мы рекомендуем применять в вашей технике автомобильные масла мировых производителей:

Финские автомасла TEBOIL в Украине
Моторные масла ENEOS в Украине
TEСMA Моторные масла в Украине

Олег Тимошенко ©TESMA.com.ua 2017

Приходите к нам Смотрите нас Дружите с нами Подписывайтесь на нас Следите за нами Вступайте к нам